Мы отправляем Вас в парк или в музей...

Наша жизнь в Москве насыщена культурными мероприятиями: мы КЛУБимся, ПАРКуемся (по возможности) и приходим поужинать в "ГАЛЕРЕЮ", но как нам определить на отдыхе как провести отпуск с пользой не только для любимого организма, но и для заскучавшей потребности в культурной пище? Куда пойти и чем заняться на отдыхе? В Парк или в Музей?

Принято считать, что "культурно-познавательный" туризм - это поездка, предусматривающая обязательное посещение музеев, осмотр памятников архитектуры и археологических раскопок. Очень часто при этом забывается, что существует еще и "развлекательная" составляющая всякой экскурсионной программы, причем именно "развлекательные" экскурсии играют все более значительную роль в европейской индустрии туризма.

Итальянские исследователи проанализировали статистику посещений резидентами и нерезидентами основных достопримечательностей в пяти странах Европы: Италии, Франции, Испании, Великобритании и Германии. Расчеты производились на основе данных билетного контроля. Разумеется, эту статистику нельзя назвать абсолютно достоверной.

В финальном рейтинге посещаемости 6 ведущих позиций из 10 занимают Диснейлэнд, Эйфелева Башня, Лувр, Центр Помпиду, Город Науки и парк Футуроскоп. Возможно, это связано с одной важной особенностью французских достопримечательностей. Если исключить крайности - "абсолютно развлекательный" Диснейленд и "абсолютно познавательный" Лувр - то по большинству других объектов трудно отделить "полезное" от "приятного". Во Франции, как ни в какой другой европейской стране в туризма успешно внедряется симбиоз развлекательного и познавательного. Тому наиболее яркие примеры - Центр Помпиду или Город Науки la Villette.

Развлекаться приятнее, чем познавать

Достаточно неожиданны результаты Испании и Германии, где парки развлечений откровенно доминируют над музеями и культурно-историческими объектами. На противоположном "полюсе" - Великобритания и Италия, где преобладает посещение именно "культурных" достопримечательностей. По всей вероятности, этот результат был бы еще более очевидным при возможности учета посетителей Британского Музея или Римского Форума.

Основной вывод, который можно сделать на основе приведенных данных кажется очевидным: "культурные" достопримечательности кажутся на первый взгляд столь же притягательными, как и парки развлечений. Но достаточно провести нехитрые математические операции, чтобы выяснить, что последние пользуются большей популярностью. Результаты французского Диснейленда (12 млн. 600 тыс. посетителей) просто ошеломляют: за год его посещает больше людей, чем Лувр (5млн. 175 тыс.), Ватиканские музеи (3 млн 18 тыс.), Прадо (1 млн. 760 тыс.) и Дрезденскую галлерею (1 млн. 500 тыс.) вместе взятые . Нетрудно догадаться и о финансово-экономических результатах такого сопоставления.

Мода на рестораны, кафе и магазины в музеях зародилась в США, но сейчас она быстро распространяется и в Европе. В качестве примеров можно привести ресторан музея Гуггенхайма в Бильбао, одном из лучших в городе, или ресторан музея Пикассо в Барселоне, где блюда носят названия произведений знаменитого художника. Немало таких кафе, ресторанов и музыкальных салонов в музеях Лондона, Парижа, Амстердама, Берлина.

Чтобы противостоять в этих условиях "развлекательному" туризму, "культурные" достопримечательности должны, по мнению исследователей, обладать тремя существенными характеристиками. Во-первых, посещаемы те из них, которые, общепризнанны в качестве своего рода "непревзойденных культурных достопримечательностей". Они обязательны для посещения, даже если требуют изрядных физических и эмоциональных усилий и большой траты времени. К ним можно отнести, например, Лувр или Ватиканские музеи. В России, без сомнения, величина того же порядка Эрмитаж. Во-вторых, охотно посещаются те места, которые широко известны, но в отличии от первых не требуют больших "интеллектуальных" усилий (Эйфелева башня, Колизей, Тауэр). Это места-символы, подобно, например, Красной площади в Москве. И наконец, в-третьих, конкуренцию смогут выдержать те культурные достопримечательности, которые, как например, Центр Помпиду в Париже, имеют полифункциональный характер. Они должны привлекать не только художественной экспозицией, выставкой или уникальными архитектурными формами, но и чем-то более повседневным, делающим это место часто посещаемым, чтобы встретиться с друзьями, отдохнуть и пообщаться.

Подобные случаи не следует воспринимать как упадок культуры. Скорее всего, речь идет о том, чтобы сделать ее более доступной и привлекательной для подавляющего большинства населения. И туризм, приобретающий все более массовый характер, тоже играет в этом процессе одну из первых ролей.